Как сделать лодку своими руками? Чертежи и схема для изготовления деревянной плоскодонки из фанеры, досок и пластика
Лодка – необходимое транспортное средство для любителей активного отдыха на воде. Что может быть лучше, чем заехать погожим летним днем до середины речки, спрыгнуть в зеркальную гладь, охладиться, поплавать и вновь залезть в лодочку через корму.
Современный рынок представлен широким выбором плавательных средств, где каждый покупатель имеет возможность приобрести изделие по своим предпочтениям. Некоторые модели впечатляют особенностями дизайна, форм и характеристик, но имеют высокую стоимость.
Выходом из такой ситуации может стать знакомство с информацией, как сделать лодку своими руками. Увлекательное занятие позволит реализовать собственный творческий потенциал и приобрести полезные навыки.
Виды материалов
Существует большое количество оригинальных идей и нестандартных способов строительства самодельной лодки, которые можно воплотить в реальность.
Самыми распространенными материалами для сборки собственного судна считаются:
- Дерево;
- Влагостойкая фанера;
- Пластиковые бутылки;
- Резина;
- Алюминий.
Каждый из перечисленных материалов имеет свои преимущества и недостатки. Наиболее востребованной у мастеров является древесина. По количеству преимуществ она превосходит остальные материалы.
К плюсам можно отнести:
- Натуральность;
- Прочность, маневренность;
- Низкая себестоимость;
- Легкий вес;
- Плавучесть, бесшумность;
- Возможность установки бензинового двигателя, использования весел.
Совет: «При сборке самодельной лодки не стоит экономить деньги на качестве древесины, так как хороший материал — залог долгой эксплуатации будущего плавсредства».
Деревянная лодка
Выбрав подходящую модель судна, можно приступать к подготовительному этапу. Важно обеспечить свободное пространство для его сборки, а потом приобрести необходимые инструменты и стройматериалы.
Понадобятся:
- Панели из дуба габаритами 1‐м × 25 см;
- Сосна 1‐м×25;
- Дуб (в сечении 3/4) ;
- Молоток;
- Саморезы и болты;
- Пила;
- Дрель;
- Герметик;
- Кисть малярная;
- Грунтовка водоотталкивающая.
Пошаговое руководство:
- Берутся 40-сантиметровые дубовые бруски и высверливаются с обеих сторон прорези для вставки боковых бортов. Лодку располагают диагонально. С двух сторон ножовкой делают выемки глубиной 1, 5 см, формируя нос лодки.
- Для создания кормы понадобится дубовая доска 1‐м × 25 см, у которой вырезают нижнюю часть до тех пор, пока итоговая ширина станет 70 см сверху и 55 см внизу. Габариты самой кормы должны составлять 76 см.
- Отпиливают часть сосновой доски размером 1‐м×25см, которая станет крестообразной распоркой, объединяющей верх и низ кормы. Длина отрезанной планки должна быть равной 76-80 см, чтобы она находилась на одном уровне с нижней и верхней задней частью корпуса. Далее заготовки с помощью болтов (5 см) приворачивают к корме.
- Для изготовления основы лодки отрезают кусок сосны без изъянов размером 1×4. Длина боковых досок составляет не меньше 1, 5 м, чтобы они доставали до кормы и носа. Для изготовления дна лодки выпиливают из сосновой доски 1×10 см три расположенных крест на крест ребра и крепят их болтами к боковинам.
- Подготавливают 6 досок размерами 1×10см×76см. С помощью крепежных деталей закрепляют их на дно к краям поперечных брусков. Чтобы усилить жесткость боковых бортов, следует каждую из 6 досок длиной 76 см прочно прикрепить болтами по диагонали сквозь вертикальную планку по направлению к поперечной.
- Закрепляют передний край поперечных планок, находящихся на днище, к передней части лодки. Для безопасности мастера борт слегка изгибают. Прочно фиксируют шурупами 1, 5 дюйма нижнюю поперечную доску лодки к носовой части.
- Каркас аккуратно переворачивают. К днищу крепят дубовые доски 1×25 см пяти сантиметровыми болтами. Присоединяют бортовые края друг к другу, далее измеряют их длину и лишние куски отрезают, чтобы лодка сужалась к носу.
- Соединяют дубовые доски длиной 183 см и шириной 1×25 см с бортами, плотно прижимая края друг к другу. Доски разворачивают в сторону носа и закрепляют болтами 5 см. Остатки досок фиксируют шурупами к боковым ребрам, пока все части судна не будут надежно соединены.
- Размещают построенную корму на заднюю часть лодки. Предварительно обрабатывают края задних планок герметиков для скрепления швов и стыков. Чтобы установленная корма не болталась, снизу ее прикручивают болтами.
- Дубовую доску фиксируют к верхнему краю плавучего средства снаружи от носа, затем — вокруг верхнего внешнего края.
- На последнем этапе проводят гидроизоляцию. Лодку покрывают двумя слоями водоотталкивающей грунтовки, с перерывом на полное высыхание предыдущего покрытия. Грунтовка должна проникнуть глубоко между досками. Дополнительно лодку можно покрасить свинцовой краской. В течение 5-7 дней судну дают как следует просохнуть, после чего его можно спускать на воду.
Важно: «Герметик, пакля, клей, смола – то, что желательно купить с большим запасом, чтобы как следует обработать швы бортов с лодочным днищем».
Из фанеры
Начинающим мастерам желательно выбирать простые модели. Лодки из фанеры имеют как достоинства, так и недостатки.
Плюсы:
- Высокая прочность;
- Простота конструкции;
- Несложный ремонт;
- Легкий вес.
Минусы:
- Невозможность достижения плавных форм. Конструкция выходит угловатой, что плохо сказывается на маневренности лодки;
- Материал не гнется, поэтому судно придется собирать из отдельных кусков.
На заметку: «Все заготовки целесообразно вырезать с маленьким запасом, так как легче отпилить излишки, чем вырезать другой элемент».
Из пластиковых бутылок
Конструирование такой лодки не потребует больших финансовых затрат, но понадобится большое количество пластиковых бутылок. Если вопрос с их наличием решен, тогда можно приступать к работе.
Монтаж судна отличается простотой и прочностью. Творческий процесс можно превратить в хобби или в собственный бизнес. Главное не спешить, так как сборка занимает много времени.
Резиновая лодка
Мастерить собственноручно лодку из резины своими руками — дело ответственное, кропотливое и не всегда благодарное. Одно неловкое движение и материал может порваться. Лучше всего приобрести готовую модель, тем более что цены на них вполне доступные.
Если принято решение сделать лодку из резины своими руками, в первую очередь необходимо отталкиваться от грамотного чертежа.
Используя качественные материалы, возможно получить пригодное изделие. И вновь надо повторить, что риск применения таких лодок на воде очень велик.
- Во-первых, они неустойчивы,
- Во-вторых, любой подводный сучок может сделать прокол на резине.
- Соответственно, постоянно надо иметь с собой клей и куски материала для экстренного ремонта.
- Другой минус – в свернутом виде могут образоваться заломы, приводящие к трещинам.
Лодка из алюминия
Основным преимуществом такого материала перед вышеперечисленными – высокая степень прочности. Алюминиевые лодки отличаются долговечностью и безопасностью.
Существенным недостатком материала можно назвать его дороговизну и проблемы с поиском алюминиевых листов.
Чтобы самодельная лодка приносила радость в течение многих лет, нужно раз в год проводить сезонную обработку и профилактику корпуса.
При хранении лодки из дерева на открытом воздухе могут образоваться сколы. Чтобы избежать последующего трудоемкого ремонта, желательно на зиму водное транспортное средство отправить в гараж или сарай.